"Молот", 6 ноября 2002 года, с.7
Дубовский
район Ростовской области - один из тех, где "национальный вопрос" мог
стать одним из самых острых: на его территории, пограничной с
Волгоградской областью, проживают люди 49 национальностей. Однако
именно здесь на практике воплощается система сотрудничества властей с
национальными диаспорами, которая позволяет сохранить стабильность и
мир. В немалой степени помогли этому в регионе праздники национальных
культур, которые впервые были проведены этой весной. А началось все с
чествования семей разных национальностей, которых выбрали сами
диаспоры. Писать вслед событию, да еще прошедшему полгода назад - дело,
конечно, неблагодарное. Но кто мешает побывать в тех семьях разных
национальностей, которые проживают в самом селе. И вот вместе с
Людмилой Васильевной Апрыщенко, директором районного Дворца культуры и
инициатором праздников национальных культур, мы направляемся по тем
адресам, где нас ждут. Якуб - миротворец
Несмотря на то, что
приехали в дом этого человека мы в то время, когда день клонился к
вечеру, начать рассказ хочется именно с разговора с ним. Якуб, ингуш по
национальности, лицо духовное, но разрешать свои споры спешат к нему и
мусульмане, и православные, и представители других конфессий. Так
зарекомендовал себя этот человек, который еще проживая в
Чечено-Ингушетии, участвовал в разрешении конфликтов местного населения
и властей. Не очень-то спокойной была эта горная республика и в
советские времена. Читать Коран научил его отец, и было это в
Казахстане, куда вместе с родителями был сослан годовалый Якуб. Но
далее интересоваться делами духовными стал он сам. Да еще и проявились
у него способности дипломатические. "В своей жизни говорить приходилось
много!" - смеется Якуб. Переехал он в село Дубовское в 1979 году. И
здесь говорить пришлось много, так как роль третейского судьи ему
определилась сразу.
Власти обратились к нему за помощью после
конфликта в поселке Восточный. Почему в самом селе Дубовском тревожных
ситуаций поменьше, чем на периферии района? Тут рядом и власти, и главы
диаспор, и культура конфликтующих несколько повыше. Тут работает и
национальный совет, и клуб "Дружба", где собираются старейшины и главы
диаспор решать самые горячие вопросы. Да и молодежь знает - о каждом
конфликте на той же дискотеке самое большее через 30 минут станет
известно старейшинам, которые так просто ничего не спустят.
А в
Восточном пришлось Газдиеву говорить с представителями обеих сторон и
убеждать в том, что одно зло непременно породит другое, и надо эту
цепочку обязательно порвать. Конфликт в поселке Мирном стал известен
всей области. И положение усугубилось тем, что родители стали прятать
потенциального обвиняемого. А тут еще и понаехали казаки из соседних
районов - на подмогу, стало быть. Но надо отдать должное дубовским
казакам, которые предложили соседям ехать по домам: мол, сами
разберемся. И разобрались. И Якубу пришлось поработать, и прокурору
пообещать допустить на все допросы представителя старейшин. Конфликт
был исчерпан. Чистокровная татарка
Так говорит о себе Рамзия
Максутовна Абубекерова, работающая библиотекарем в одной из местных
школ. Приехала ее мать, астраханская татарка, на дубовскую землю в 50-м
году теперь уже прошлого века. Сначала в гости к брату, а потом -
осталась навсегда. Брат-двойняшка Рамзии Максутовны, Камиль, и ныне
проживает в том доме на улице Северной, где поселились родители. И
хранится у нее доставшийся от матери Коран. Той же эта священная книга
мусульман досталась от деда. Просили ее продать этот раритет, да как
расстанешься с такой памятью о предках?! И есть мечта у женщины изучить
арабский и читать Коран в подлиннике. Свой же родной язык Рамзия не
забывает и обычаи своего народа помнит и чтит.
Татарская община
- одна из самых крупных в Дубовском районе. На уже упомянутом
празднике, что проходил весной, чествовали Ишбердеевых, татарскую
семью, где все родственники - люди одаренные чрезвычайно. Татары
издавна живут в этих краях. И одно из кладбищ Дубовского так и
называлось - Татарским. Сейчас, правда, здесь хоронят всех мусульман.
Порядок здесь поддерживался всегда, а нынешняя ограда - заслуга общины
и депутатов местного законодательного собрания. Нам просто отдали ключи
Алхазур
Магомадов работал в Старых Атагах главным врачом местной больницы.
Хороший врач, он держался на земле своих предков до последнего, но
война выгнала его из родного гнезда вместе с большой семьей. Шестеро
детей у Магомадова, и одна из дочерей проживала с мужем в Дубовской.
Сюда и направился Алхазур Рашидович. Помогли с работой - хорошие врачи
нужны везде. Дети сразу же пошли в школу.
То, что младшие в
семье дочь Хава и сын Магомет не учились во время военных действий -
боль Хадижат, жены Алхазура, учительницы с 28-летним стажем. Ведь
способные же дети: когда в школу принимали, были у них проблемы с
русским языком. Так и говорили учителя:"Если не справятся, придется
переводить в младший класс!" Но справились и теперь радуют не только
родителей, но и учителей своими успехами. На работе отца им и путевки
для летнего отдыха выделяли.
А с жильем вот как получилось.
Ютились они - все 12 человек в небольшом домике. А тут семья одного из
одноклассников Магомета засобиралась в Москву. Узнав о стесненных
обстоятельствах Магомадовых, глава отъезжающей семьи, просто отдал им
ключи от дома: живите, мол, сколько нужно.
После разговора(о чем
только не переговорили - и об оставленном в Чечне вооружении, которым
не преминули воспользоваться выпущенные из тюрем Дудаевым уголовники,
основа спешно составленной "национальной гвардии", и о подземных
коммуникациях, которых возле Ханкалы видимо-невидимо - вот откуда
стреляют по нашим вертолетам "лесные братья", и о "цвете" чеченского
искусства, который сейчас проживает в Москве) Хадижат пригласила к
столу, и тут довелось попробовать хингалш, национальное блюдо вкуса
необыкновенного. Представьте себе блинчатый пирог, в тесто которого
вмешана растертая сваренная тыква, приправленная молотым чабрецом. И
все это кулинарное великолепие окунается в масло и...! Ну, просто
пальчики оближешь!! Лучший исполнитель казачьих песен
Так
назвали Дениса Эльдиева казачьи атаманы на своем сборе в Волгодонске -
уж очень понравилось им пение Дениса, чеченца, проживающего в Дубовском
районе уже много лет. Приехала семья Эльдиевых на Дон в 1969 году. Его
отец, увезенный высланными в Казахстан родителями ребенком, выучился
играть на народном инструменте, который называют "чашкой"(струнный
инструмент). И играл на нем в Грозненской филармонии, но ушел рабочим
на нефтеперерабатывающий завод(на зарплату артиста семью не очень-то и
прокормишь), хотя с инструментом не расстается до сих пор. А овец
сподручнее считать ему на казахском, хоть и родной язык, и русский
знает хорошо.
Сам Денис жалеет, что не перенял у отца умение
петь народные песни - потянуло его в эстраду. С тем и закончил он
Ростовское училище культуры. И скоро будет отмечать Денис Дандаевич
юбилей - 15 лет работы в Дубовском отделе культуры. Сейчас он -
методист отдела народного творчества и испытывает все прелести этой
профессии - и малоденежье, и проживание на квартире, ибо обещанного,
как известно, три года ждут. А переводя его на работу в районный ДК с
должности директора Гуреевского Дома культуры, пообещали квартиру в
Дубовском, но... Вот уже скоро три года тому обещанию, да и прибавление
семейства Эльдиевых - не за горами. Словом, типичный культработник со
всеми его проблемами. Милиция в тот день отдыхала
Человеком
культуры совершенно на законных основаниях можно назвать и Салаутдина
Губашева, приехавшего к родителям в Дубовский район в 1993 году. Если
уж называть вещи своими именами, то он, бывший директор грозненской
школы N 29, член худсоветов и Грозненской филармонии, и
республиканского театра, относится к той самой "совести нации", которой
не пожелала внимать республика в начале 90-х, когда определенные силы
привели к власти Дудаева. Это и есть причина исхода чеченской
интеллигенции, которая, в основном, осела в Москве.
Салаутдин
стал успешным предпринимателем - и не только. С его легкой руки была
приглашена в Дубовское врач-логопед (племянник Губашева сильно заикался
- детям Чечни еще долго будут аукаться обстрелы), которая потом
поработала и в детском приюте. Когда справляли свадьбу племянника, то
сюда был приглашен из Москвы весь тот самый цвет чеченской культуры,
что обосновался в столице. Не только повеселить родных хотел этим
жестом Салаутдин, но и познакомить местных чеченцев с выдающимися
соплеменниками. Поверим видеопленке - весь большой двор дома Губашевых
был полон. Молодежь смотрела и слушала тех же Али Димаева, автора
"Гимна мира", и Сулеймана Токаева, как завороженная. Милиция
удивлялась:"Три дня - и никаких правонарушений?!" А просто шла свадьба
по национальным канонам, которая предполагает полный порядок среди
гостей. Переселенцы из страны солнечных грез
Семья Мумджян
после землетрясения приехала на Дон из города Гюмри. В честь него и был
назван магазин, который через некоторое время открыл глава семьи Аво.
Разговаривать довелось с хозяйкой дома Азиев Назаровной, в свое время
приехавшей на родину предков из Сирии.
Красавицы-дочки семьи
Мумджянов оказались нарасхват. Анаит проживает и сейчас в Дубовском(на
внучку Анжелику смотреть без умиления невозможно!). Младшую, лишь
исполнилось ей шестнадцать лет, засватали в Зимовниковский район. И
довелось видеть на видеопленке, как в Зимовниковском Дворце культуры по
русским обычаям величали молодую армянскую семью.
Тринадцатилетний
сын Акоп оказался очень способным и в математике, и в ... боксе. В свои
годы по-армянски он не читает, хотя когда приехали сюда, в детском саду
воспитатели общались с ним жестами - мальчик не понимал русского языка.
Но дети есть дети - и вот уже к школе проблемы этой не было. Когда из
Армении гостили родственники, то спрашивали у него многие русские
слова. В семье и газеты есть на армянском - Аво привозит их из Ростова,
и книги, но вот учить некому. Это проблема представителей многих
национальностей - нет учителей родного языка. А ведь хотелось бы
сохранить культуру, носителем которой является прежде всего
разговаривающий и знающий грамоту. Эта тема в ближайшее время будет
обсуждаться на заседании клуба "Дружба" Казачья семья - семья интернациональная
Основал
само село сотник Дубовской, бивший челом в Старочеркасске, выпрашивая
разрешение основать селение на реке Сал на землях, принадлежавших его
родителю. А казачьему роду, как известно, нет переводу, потому не
побывать в истинно казачьей семье было бы явно неправильным.
Так
вот семья Федяевых - истинно казачья семья. А назовите ее по-другому,
если, как в отчаянные ХYII-ХYIII века, украл Геннадий Прокофьевич свою
суженную. Приехал отдохнуть в абхазский город Гудауту, посвиданничал с
будущей женой(хотя по местным обычаям этого делать было и нельзя),
договорились о будущей совместной жизни и после уехали на поезде на
Дон. Невеста письмо родителям оставила: так, мол, и так, уехала с
"горбатым-носатым", так Геннадия Прокофьевича прозвали в Гудауте. Брат
кинулся вдогонку - да не поймал. Так и стали жить вместе уроженка
Гудауты и казак Дубовского района.
А что он - казак, помнил
Федяев всю жизнь. Дед его от расказачивания бежал аж за Москву,
объявившись семье только в 40-е годы. Но разве казачий характер скроешь
- бурной была жизнь у Геннадия Прокофьевича: поработал он и в рачном
цехе - сальский рак, как известно, самый вкусный. За границу его
отправляли. И диспетчером в местном аэропорту побывать пришлось. Это
сейчас местная авиация "в загоне", а тогда до 14 рейсов в день
приходилось принимать взлетной полосе. И дом он свой в Дубовское
привез, почитай, со дна Цимлянского моря. И лошадь у казака имеется -
ведь в дружине он по охране порядка. И вся грудь в орденах. Хирург от Бога
Так
называют в Дубовском завотделением местной больницы Абдулу Абдулаевича
Магомедова. Окочнив мединститут в Махачкале, он, сын гор, получил
распределение в Мордовию, где и встретил свою будущую жену, жительницу
города Саранска. В Дубовское привез его нынешний министр
здравоохранения области Милешкин, в те времена главный врач районной
больницы. Так получила больница и хирурга, и терапевта, коим является
Галина Васильевна, "вторая половина" Абдулы Абдулаевича. На вопрос, как
уживаются на такой маленькой территории, как семья, представители двух
таких, казалось бы, далеких друг от друга национальностей, смеются:"Да
так и уживаемся!" Глава семьи, здесь, конечно, мужчина. Но - добрый
мужчина!
Но о национальном поговорить с хирургом Магомадовым
почти не удалось: все время разговор переходил на профессиональные
темы. Очень заботит сейчас районного хирурга потеря того, что
называется "сердобольностью". Может быть, ныне приходящие в больницы
после вуза и более сведущи в медицине, как науке, но сострадания к
больным у них очень мало. "Врач лечит словами!" - вот что теряется с
каждым днем.
А день национальной культуры народов Дагестана в
следующем году обязательно будет: его организуют аварцы, кумыки,
даргинцы, лезгины - словом, представители тех народов Дагестана, что
проживают в Дубовском районе.
х х х
Все семьи, в которых
довелось побывать, отмечали доброе отношение к себе местной
администрации, точнее, всех ее глав за последнее десятилетие. От себя
добавим, что это хороший фундамент, заложенный в мир и благополучие
района на долгие годы. Судя по всему, это и породило искренние строки,
написанные Михаилом Ивановичем Исраиляном, прозвучавшие на
заключительном празднике весной: Сегодня все мы - дубовчане. Здесь и чеченцы, и армяне, И наши братья - казаки. Живем у Сала, у реки, Сажаем рядом огороды - Судьба смешала все народы. Но все ж горды мы, что - армяне, Культура создана веками, И наши деды, пращура Несли ее через века И нашим детям завещали, Чтобы помнили всегда-всегда: Россия - дружная семья< Для всех народов - навсегда!
Дубовский
район - Ростов Материал создан в рамках проекта "Что такое "хорошо"!
или Опыт укрепления мира в многонациональном регионе", поддержанном
Институтом "Открытое общество". Вера Волошинова http://www.don-narod.by.ru/dom1.htm
|