С
Сашей говорили в РАМТе, он гордо расхаживал туда-сюда, держа диктофон
перед собой, а мне оставалось только вовремя читать вопросы.
- Расскажи о себе: где родился, чем увлекался, каким рос - хулиганом или ботаником? Кем хотел стать? Александр Гришин: Я родился в селе Дубовское Ростовской области, 366 км от Ростова-на-Дону, вернее, родился я в Семичном - это еще дальше, в 20 км от Дубовского,
которое в то время было районным центром. Родился я в интеллигентной
семье матери-одиночки *смеется*. Отец с нами не жил, узнал я его
впервые в 17 лет. С детства увлекался спортом, биологией -
выигрывал все олимпиады, историей, рисовал немного - ходил в
художественный кружок. Но больше всего я занимался, конечно, спортом.
Наше село тогда было районным центром, на районные соревнования
приезжали к нам со всей округи, а за нашу команду играли практически
одни и те же ребята - школа-то одна: гандбол, футбол, волейбол,
баскетбол, мини-футбол, в лапту даже успел поиграть. Бегал, прыгал, был
юным пожарным, на «Зарницы» ездили. На областных соревнованиях, помню,
даже какое-то место заняли, потому что деревенским парням не надо
говорить куда и зачем бежать, им надо просто сказать: «Бегите!»
*смеется* Был ли я хулиганом? Не скажу, что меня воспитывала улица,
но ботаником себя тоже не назову. У меня была очень строгая мама, она
работала в школе зубным врачом. Естественно, что любая моя двойка
отражалась не только на маминой нервной системе, но и на моей заднице,
поэтому в принципе учился я хорошо. Педагоги меня любили все, потому
что я был болтливый, вертлявый, каким до сих пор и остался - вот хожу
сейчас по комнате *смеется*. Для хулигана у меня не было каких-то
сверхсил и хамства, а для ботаника - усердия, поэтому я что-то среднее,
наверное. Ботанический хулиган. Кем хотел стать? В школе помню,
хотел стать милиционером. У нас все хотели быть или милиционерами, или
пожарными. Потом я хотел быть спортсменом, долго шел к этому. Но перед
вступительными экзаменами в физвуз я порвал четырехглавую мышцу бедра,
и меня - кандидата в мастера спорта по легкой атлетике - не пустили
сдавать кросс. Это было просто смешно, потому что даже с порванной
мышцей пробежать кросс для чемпиона области
все равно, что артисту выйти и прочитать стихотворение. Но меня не
допустили. Мама открыла справочник вузов, выбрала ближайший
сельскохозяйственный институт - туда я и поступил: Донской
сельскохозяйственный институт в Персиановке, который потом
переименовали в Донской государственный аграрный университет. Проучился
я там три года и был изгнан с третьего курса за то, за что потом был
принят в ГИТИС. Где логика? Я не понимаю!
- Как получилось
так, что пошел в артисты? Что повлияло на принятие решения: звезды так
сложились или решение было принято осознанно? А.Г.:
Дело в том, что свою жизнь с театром я связал еще в детстве. У нас в
школе был настоящий театр. Не в каждой школе это есть. Он так и
назывался - Театр на Садовой. Назвать его любительским язык не
поворачивается. Руководила им, и сейчас руководит педагог по литературе
и русскому языку Наталья Леонидовна Расникова. Она делала такие
постановки, которые не снились многим московским театрам. Она в школе
ставила «Ромео и Джульетту», представляете, что такое - заставить
школьника поцеловать школьницу? «Валентин и Валентина», «Иркутская
история», «Мещанин во дворянстве», «Женитьба Фигаро», где я Фигаро
сыграл, - потрясающие были спектакли. Премьеры проходили в первое
воскресенье февраля, я смотрел, и у меня дух захватывало. И когда меня
взяли в этот театр, я летел на репетиции. В ДГАУ мы воссоздали театр
«Пестрый фургон», там мы делали капустники, КВН, представления - курс
наш набрался тогда очень театральный. Потом жизнь моя стала
поворачивать куда-то не туда, и жизнь свою я решил поменять. И мы с
Натальей Леонидовной начали готовиться к поступлению в театральный. Я
поступил с первого раза почти во все вузы, в которые поступал, выбирал
даже между ВГИКом и ГИТИСом.
- Хочешь ли ты славы и денег? А.Г.:
Да, хочу. Но славы как средства для движения вперед. Слава дает
возможность выбирать, а для артиста это важно. Да и финансовая
независимость никогда еще никому не вредила.
- Помнишь ли ты свою первую поклонницу (поклонника)? А.Г.: Сложно.
Наверное, нет. Я никогда не думал, что у меня есть какие-то поклонники.
Хотя в школе помню была девочка Света, она в первом классе, когда я
читал какое-нибудь стихотворение, дарила мне цветы.
- Интересуешься ли ты тем, что происходит в мире? А.Г.:
Интересуюсь ровно настолько, чтобы не сойти с ума. В мире все движется
так быстро, что я стараюсь не забивать свой мозг инфляцией, банковскими
кризисами. Ведь стоит только начать говорить о том, как в мире все
плохо, это же как минимум на 40 минут затянется, и в итоге мозг просто
взорвется.
- Каким было твое первое впечатление от пьесы, от роли? А.Г.:
Мы тогда работали над «Аллегорией», Олег сказал, что хотелось бы
работать вместе и дальше, предложил почитать новую пьесу и выбрать себе
роль. Мне пьеса ужасно понравилась. Я был в полном восторге: смеялся и
плакал, сразу же позвонил Александру Селину, выразил свое восхищение.
Очень благодарен ребятам - Мише и Олегу - за то, что они дают мне
возможность выбирать. Мой Диц - человек, в котором остались детство,
искренность. Почему он попал к Мастеру? Потому что в нем есть
абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, в искусство. Я хотел
сыграть про себя, про то, что может быть, ждет меня с моей верой в
театр.
- Как нашли твоего героя? А.Г.: Я не скажу, что я его нашел. Я думаю, что я на пути к нему. Не хотелось бы строить эту роль на штампах - это неинтересно.
- В чем для тебя заключается аналогия работы на сцене с работой в шести измерениях по Шидловски? А.Г.:
Я переношу эту пьесу на театр, хотя она, несомненно, значительно шире,
чем только про театр. Но я играю про тот мир, в котором я нахожусь.
- Над чем сейчас работаешь? А.Г.:
В данный момент я работаю над спектаклем по рассказам Шукшина. Он так и
будет называться - «Рассказы Шукшина». Ставит его рижский режиссер
Алвис Херманис, он совершенно потрясающий актерский режиссер.
Оказалось, что мне в себе еще многое нужно открывать, и работа с такими
артистами как Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Юлия
Пересильд, Паша Акимкин, Дима Журавлев и Саша Новин - дает возможность
чему-то поучиться. В РАМТе мы начали работать над спектаклем по Евгению Клюеву «Думайте о нас». В нем я играю одну из главных ролей.
- Актер должен всегда оправдывать своего персонажа - такое правило? А.Г.:
По большому счету актер всегда говорит о себе, в любой роли. Я не хочу
играть кого-то, я играю себя в предлагаемых обстоятельствах, как учили.
Почему мы оправдываем своего героя? Я же рассказываю о себе, я же когда
совершал какой-то поступок, не думал о том, что вот, я совершаю плохой
поступок, я считал, что поступаю правильно. Даже если мой герой делает
сознательную подлость - хотя у меня нет спектаклей, в которых мой герой
делал бы сознательную подлость - наверное, он себя как-то в тот момент
оправдывал.
|